Каковы риски и преимущества контрактного производства?Мы находимся в мире стремительного развития технологий. В связи с этим в производстве с каждым днем что-то меняется и усовершенствуется, иногда изменения требуют кардинально нового подхода в работе и, к сожалению, нового и дорогостоящего оборудования. Не существует предприятий с безграничными возможностями к мгновенной перестройке, оперативным изменениям, которые могли бы соответствовать современному высокому уровню технологий.
И когда не хватает собственных мощностей в высокий сезон продаж или требуется разработка новой продукции, в этом случае самый простой и быстрый способ превратить желаемое в возможное — воспользоваться услугами сторонних организаций, то есть привлечь к работе полезные мощности других предприятий. Отсюда вытекает сама идея контрактного производства, мысль которой не ущемлять свой основной бизнес, занимаясь работой, которую не в состоянии сделать лучше, чем все остальные.
ВАЖНО!!!
Как и любой другой бизнес, контрактное производство имеет свои риски. Не всегда оправдывается то, что поначалу кажется выгодно, особенно если компания-заказчик и организация-производитель с самого начала не смогли понять друг друга, четко обозначить цели и задачи и составить правильный договор.
Если в такой ситуации и возникает конфликт, то он, как правило, является неразрешимым. Или же в итоге появляется на свет продукт, далекий от ожиданий. Поэтому иногда бывает полезно при организации запуска производства обратиться к третьему лицу — компании, не производящей никакой продукции, но умеющей правильно все просчитать и выстроить производственно-логистическую цепочку.
Прежде чем принять решение о заключении договора на контрактное производство, и заказчику, и подрядчику необходимо взвесить все возможные преимущества и риски. Рассмотрим, какие все таки риски могут быть и как их снизить.
Есть ли риски для заказчика?
Огромная доля рисков заказчика, решившего использовать контрактное производство, зависит насколько правильно был выбран партнер. Как показывает выигрывают те заказчики, чьи интересы представляет оборудованное по последним мировым стандартам предприятие, у которого имеется также научный потенциал. Если же заказчику по какой-то причине достались в деловые партнеры, предприятие которого оперирует консервативной практикой с узкой специализацией, массово выпускающее однотипную продукцию, то рассчитывать на успех можно далеко не всегда. Подрядчик с ограниченными стереотипным мышление обладает ограниченными возможностями, а это всегда риск, так как:
- игнорирует логистику, не интересуется новыми методами и плохо ориентируется в современных направлениях;
- для оптимизации своего производства предпочитает дешевое устаревшее оборудование и дешевые материалы, так как не стремится к развитию.
Немало трудностей бывает, если для выполнения работ по контракту выбраны предприятия, расположенные на территории низкозатратных стран. В этом случае к вышеперечисленным рискам добавляется языковый барьер и культурные особенности. Все вместе может привести к сложностям в управлении и как следствие потерям, задержкам поставок, снижению качества.
В случае, когда исполнитель представляет собой высокотехнологичные хорошо оборудованные и обеспеченные отличными кадрами предприятия, также есть риск. Связан он с тем, что производство какого-то продукта может оказаться просто нерентабельным, и подбор подрядчиков нужно было проводить среди предприятий попроще.
Заключая договор на производство по контракту, заказчик отчасти теряет контроль над процессом производства. Все связанные с этим риски предусмотреть невозможно, поэтому прежде чем заключать долгосрочный договор с ранее незнакомым партнером, целесообразно заказать пробную партию конечной или промежуточной продукции, оценить результат и уже потом принимать окончательное решение.
Самый неприятный риск — возможность потери интеллектуальной собственности. Это практически невозможно установить сразу, даже если есть поддержка службы информационной безопасности.
В итоге можно сделать вывод о том, что каковы бы ни были риски заказчика, их может свести к минимуму удачный выбор бизнес-партнера и четко выстроенные условия сотрудничества.
Какие есть риски для производителя?
Выбор заказчика для производителя тоже имеет определенные риски, также имеются риски с выбором самого заказа. В первую очередь исполнитель должен определить сможет ли он произвести тот или иной продукт соответствующего качества и уложиться в оговоренные сроки. Переоценивающие свои возможности предприятия могут столкнуться с серьезными последствиями. Если заказ будет выполнен ненадлежащего качества, если произойдет срыв или даже просто задержка поставок, и хуже всего заказ не будет выполнен вовсе, клиент может потребовать возмещение убытков в виде штрафных санкций, исполнитель получит сильный удар по репутации предприятия и действующих клиентов может и сохранит, но уже может не получить новых, не говоря о государственных контрактах, где будет закрыт доступ к участию к закупкам на всех площадках.
Прежде чем подписаться на контракт производитель должен узнать все, что можно о репутации клиента. Нередки случаи, когда заказчик имеет слабое представление о продукте, который хочет получить — лишь бы было похоже на нечто, что всем понравится. Или же оказывает постоянное давление, контролируя производство на всех этапах, игнорируя предложения специалистов по оптимизации процесса. Когда заказчик навязывает свои правила во всем, вплоть до мелочей, чуть ли не учит как нужно работать, навязывая неправильные методы или рецепты, стоит или отказаться от такой работы, или расписывать в договоре каждую мелочь, сформировать подробное техническое задание, чтобы не искать в случае неудачи виноватых.
Как и в любом производстве вне зависимости от деятельности, присутствуют риски срыва поставки сырья и комплектующих. Исполнитель находится между двух огней: заказчиком и поставщиком. Исполнитель амортизирует собой риски заказчика, частично или полностью возмещая убытки. Исполнитель всегда находится в поиске ответственных поставщиков, со обоснованным ценообразованием и стабильными сроками поставки.
Как было уже упомянуто, исполнитель разделяет многие риски заказчика. В случае неправильной стратегической установки или непредсказуемо низкого уровня сбыта, когда прибыль существенно падает, вступает в силу ценовой риск. И когда были заключены контракты на длительный срок с фиксацией цены, предупредить рост цен невозможно, а увеличить стоимость контракта не всегда удается и есть риск, что заказ может уйти к другому подрядчику.